Новое для нашего рынка понятие «право на ремонт» («right to repair» – R2R) подразумевает законодательно установленную возможность для предприятия отремонтировать дорогостоящее и высокотехнологичное оборудование (на-пример, промышленный компьютер), вместо того чтобы приобретать новый в случае поломки. Поскольку это противоречит интересам производителей промышленной электроники, за такое право потребителю приходится бороться. Осуществляют компонентный ремонт специализированные ремонтные компании, позволяющие предприятиям сэкономить значительные средства на промышленном оборудовании.
|
Что такое «ПРАВО НА РЕМОНТ»?
В нашей стране это новый термин, о котором мало кто слышал, однако в западном мире, а особенно в Соединенных Штатах Америки, уже много лет ведутся дискуссии и даже принимаются законы по этому вопросу.Существует даже целая ассоциация предприятий и физических лиц - https://repair.org, смыслом существования которой является законодательное и общественное признание за покупателем-собственником сложной технической продукции права на его ремонт не только в авторизованных сервисных центрах на диктуемых производителем условиях, но и у независимых предприятий и даже самостоятельно.
Если говорить подробнее - право на ремонт подразумевает обязательства производителя не просто разрешить ремонт оборудования сторонними, независимыми сервисными организациями, но также обязует его обеспечить эти организации технической документацией на оборудование и гарантировать поставку запасных частей при необходимости. Наличие ограничений на ремонт по своей сути представляет собой ограничение на пользование имуществом, полностью оплаченным покупателем.
Ведь что представляет из себя электронный блок, пусть даже самый сложный и интеллектуальный? Это всего лишь совокупность отдельных компонентов, соединенных между собой цепями в соответствии с требуемой логикой, и набор правил в виде программного обеспечения, обеспечивающего совместное функционирование этих элементов заданным образом.
Выход блока из строя - это следствие одного или нескольких условий:
- неисправность каких-то компонентов блока (это может быть всего лишь один неисправный элемент из нескольких сотен!);
- нарушение контактов между компонентами;
- некорректная работа программного обеспечения.
Соответственно, устранив эти обстоятельства, мы можем получить электронный блок, функционирующий точно таким же образом, как и до поломки. Сложность состоит только в том, чтобы идентифицировать неисправные элементы либо нарушенные контакты между ними. Для этого очень желательно понимать схемотехнику оборудования и иметь возможность покупать для него комплектующие.
Рассмотрим ситуацию с экономической точки зрения. Покупатель заплатил 10000 долларов за блок и рассчитывает на срок службы гораздо больший, чем гарантийный срок в один год. Однако этот блок при нарушении всего лишь одного контакта, либо выходе из строя одного компонента, превращается в металлолом, пригодный лишь для утилизации. Товар теряет 99 процентов стоимости. Блок можно восстановить, но здесь появляется противоречие между интересами производителя и покупателя оборудования. Производитель, во-первых, заинтересован продать вам новую единицу оборудования, а, во-вторых, не заинтересован в раскрытии какой бы то ни было информации о внутреннем устройстве продукта. В нашей стране ситуация дополнительно осложняется последствиями западных санкций, которые всеми силами препятствуют передаче каких-либо знаний в Российскую Федерацию.
Американский закон о праве на ремонт (принятый уже в нескольких штатах) направлен на защиту права покупателя использовать оборудование после истечения гарантийного срока, и, при необходимости, его ремонтировать. Также эти законодательные нормы направлены на защиту ремонтного бизнеса, в котором в США работает более трех миллионов человек.
Ситуация в России
А что же в российской действительности? В нашей стране не приняты масштабные общественные движения, направленные на лоббирование тех или иных, пусть даже общественно необходимых, законов. Однако право на ремонт все же реализуется, пусть и другим образом. Например, крупная российская компания постоянно закупает в больших объемах оборудование западного производителя. При этом оборудование, выходящее из строя в постгарантийный период, предлагается заменить на новое. Причем желательно не поблочно, а сразу в составе всей системы. Ремонт предлагается производить только путем замены некорректно работающих плат на новые. Однако стоимость такого ремонта часто может превышать стоимость нового блока.
Если даже для простой перестановки блоков с «доноров» на работающую технику для проверки, необходимо программное обеспечение и схемы подключения, то что говорить о ремонте. В России предполагается, что эти схемы и ПО не предназначены для потребителя. И если на западе «право на ремонт» является неотъемлемой частью бизнес-процессов, и производитель обязан всё предоставить покупателю, то в российских реалиях компания, столкнувшаяся с проблемой, не может получить даже документацию на законно купленное оборудование, и только под угрозой смены поставщика или от иного давления эти схемы могут быть получены.
Но даже при такой ситуации при прекращении производителем поддержки оборудования (обычный срок техподдержки - 10 лет), ремонт путем замены плат становится просто невозможен, так как платы больше не выпускаются. При этом случается и так, что по причине невозможности ремонта одного блока приходится отказываться от целой производственной линии, либо решать сложную и дорогостоящую задачу по ее модернизации.