Имеет ли смысл ремонтировать?
Надо отметить, что в западных компаниях продлению сроков службы оборудования уделяется гораздо больше внимания, чем у нас, хотя в последнее время, в связи со снижением рентабельности бизнеса во многих отраслях, этот опыт активно перенимают отечественные предприятия. Ведь это позволяет не только решить описанные выше технические проблемы, но и сэкономить: стоимость компонентного ремонта зависит от категории сложности оборудования и составляет, в среднем, от 35 до 50 % от стоимости нового блока.
При этом доля оборудования, которому можно продлить срок службы, достаточно велика. Как показывает опыт нашей компании, восстановлению подлежит от 80 до 90% оборудования. Срок службы при этом продлевается на 4-5 лет – конечно, при условии правильной эксплуатации: и новое, и восстановленное оборудование не застраховано от таких негативных факторов, как неправильное подключение, скачки напряжения, перепады температуры, механические повреждения и загрязнение.
В среднем ремонт электронного блока занимает около 15 рабочих дней – как правило, это существенно быстрее, чем срок поставки нового модуля из-за границы, который может составить 6-8 недель. Однако в ситуациях, когда нельзя допустить даже непродолжительного простоя, оправданным может оказаться параллельный заказ нового блока и ремонт старого. Так создается подменный фонд на случай будущих неполадок.
Ремонт также позволяет избежать проблем с запуском нового оборудования. Отремонтированные блоки возвращают на место, и они начинают работать сразу, так как дополнительная настройка, ввод параметров и программирование им не нужны, что значительно упрощает и ускоряет процесс восстановления работоспособности линии.
В случае, когда оборудование снято с производства или попало под санкции, ремонт и вовсе становится единственным выходом, если, конечно, исключить вариант замены целиком всей линии, стоимость которой может оказаться на несколько порядков выше стоимости неисправного блока.
Как перестроить процесс?
Цель внедрения компонентного ремонта в бизнес-процесс предприятия – снижение затрат на ТОиР и повышение эффективности этой работы.
Необходимо, чтобы любая заявка на покупку нового оборудования взамен вышедшего из строя анализировалась с точки зрения возможности восстановления имеющихся единиц.
Только в случае отрицательного ответа необходимо принимать решение о покупке. Задача по снижению затрат на ТОиР должна быть признана приоритетной топ-менеджментом компании и прописана в КПЭ руководителей, ответственных за это направление работы. Закупка не должна рассматриваться как действие по умолчанию: ее нужно обосновывать, сравнивая с другими возможными вариантами решения проблемы.
Далее необходимо принять решение о том, кто будет осуществлять ремонт: можно ли делать его собственными силами или лучше привлечь специализированную организацию. В большинстве случаев наиболее приемлемым является второй вариант. Ведь создавать в компании подразделение квалифицированных инженеров-электронщиков, обеспеченных всем необходимым оборудованием и широким спектром комплектующих, обычно оказывается нецелесообразным. К тому же вероятность последующего восстановления блока после неквалифицированного вмешательства снижается практически на порядок.
Важной составляющей процессов ТОиР становится оценка ремонтопригодности испорченных модулей. Уже на этом этапе стоит привлечь организацию, специализирующуюся на глубоком компонентном ремонте электроники. Это позволит оперативно получить оценку стоимости и сроков, чтобы принять взвешенное решение. Если организация-подрядчик занимается ремонтом в промышленных масштабах, то оценка ремонтопригодности оборудования может быть произведена в течение нескольких часов после того, как ремонтная компания получит детальное описание неисправности и фотографии шильды блока.
Необходимо четко разделять понятия «сервисное обслуживание оборудования» и «ремонт сложной электроники» в рамках процессов ТОиР. Сервисное обслуживание должны производить либо собственные службы предприятий, либо сервисные службы по конкретному виду оборудования.
Задача сервисных служб – в первую очередь, поддержание работоспособности комплекса оборудования. Они знают слабые места производственной линии, должны уметь диагностировать ее состояние и находить неисправный блок. А дальше в работу вступают специалисты по ремонту, которые ищут и устраняют причину выхода из строя отдельного блока. Для этого у специализированных компаний есть и персонал, обладающий нужными компетенциями, и специальное (зачастую очень узкопрофильное и точное) оборудование.
Источник: http://www.up-pro.ru/library/repair/toir_efficiency/promyshlennaya-electronica.html