Частотный преобразователь — это устройство, которое управляет скоростью электродвигателя за счет изменения частоты и амплитуды питающего напряжения. Его используют в промышленности, строительстве, транспорте и коммунальном хозяйстве для регулирования работы насосов, вентиляторов, компрессоров, конвейеров и других механизмов.
Основная задача частотного преобразователя — оптимизировать работу электродвигателя, подстраивая его параметры под конкретные условия эксплуатации. Это позволяет значительно сократить энергопотребление, снизить износ оборудования и повысить точность управления технологическими процессами.
Работа преобразователя основана на трех основных этапах. Сначала переменный ток из электросети выпрямляется и преобразуется в постоянный. На следующем этапе происходит фильтрация и стабилизация постоянного тока. Затем постоянный ток преобразуется обратно в переменный с новой, заданной пользователем, частотой и напряжением. Такой подход позволяет управлять скоростью вращения электродвигателя в широком диапазоне, обеспечивая при этом плавный запуск, регулирование момента и безопасную остановку.
Для выполнения этих процессов используется специальная электроника управления, в том числе цифровые процессоры сигналов, специализированные модули защиты и системы интеллектуальной оптимизации работы двигателя.
Преобразователи от компании Danfoss надежные, энергоэффективные, их можно адаптировать под разные задачи. Другие важные свойства устройств:
Частотные преобразователи Данфосс используют систему кодирования ошибок и предупреждений: AlarmWord, WarningWord и ExtendedStatusWord. Каждый из этих элементов представляет собой набор битов, где каждый соответствует определенной ошибке, предупреждению или состоянию устройства. Сброс ошибок выполняется после устранения причины.
Отражает критические ошибки, при которых преобразователь останавливает работу электродвигателя. К таким авариям относятся, например, перегрузка по току (Over Current), короткое замыкание (Short Circuit), потеря фазы питания (Mains Phase Loss) или серьезные внутренние неисправности (Internal Fault).
Используется для отображения предупреждений о неблагоприятных, но еще не аварийных ситуациях. Например, перегрев силовой платы (Power Card Temperature), перегрев двигателя (Motor Thermal Overload) или низкое выходное напряжение. При появлении предупреждения привод может продолжать работу, однако лучше принять меры для устранения проблемы.
Содержит дополнительную информацию о состоянии привода, такую как работа системы управления тормозом, активация ограничений тока или наличие ошибок связи.
Каждая ошибка или предупреждение представлены в статусных словах отдельным битом. При возникновении нескольких ошибок одновременно их коды суммируются, и в статусном слове появляется итоговое значение. Для расшифровки ошибок это значение разбивается на активные биты, соответствующие конкретным проблемам. Подход Danfoss к кодированию ошибок позволяет быстро и точно диагностировать неисправности, минимизируя время простоя оборудования и облегчая техническое обслуживание.
Для примера давайте рассмотрим возможные ошибки частотного преобразователя Danfoss VLT® Micro Drive FC 51.
Bit | Hex | Dec | AlarmWord | WarningWord | ExtendedStatusWord |
0 | 0x1 | 1 | Brake check | Ramping | |
1 | 0x2 | 2 | Power card temperature | Power card temperature | |
2 | 0x4 | 4 | Earth Fault | Start CW/CCW | |
3 | 0x8 | 8 | Slow down | ||
4 | 0x10 | 16 | Ctrl.word Timeout | Ctrl.word Timeout | Catch up |
5 | 0x20 | 32 | Over Current | Over Current | |
6 | 0x40 | 64 | Torque limit | ||
7 | 0x80 | 128 | Motor thermal overload | Motor thermal overload | Output current high |
8 | 0x100 | 256 | Motor ETR overtemperature | Motor ETR overtemperature | Output current low |
9 | 0x200 | 512 | Inverter overload | Inverter overload | |
10 | 0x400 | 1024 | DC under voltage | DC under voltage | |
11 | 0x800 | 2048 | DC over voltage | DC over voltage | |
12 | 0x1000 | 4096 | Short Circuit | ||
13 | 0x2000 | 8192 | Braking | ||
14 | 0x4000 | 16384 | Mains phase loss | Mains phase loss | |
15 | 0x8000 | 32768 | "AMT Not OK" | OVC active | |
16 | 0x10000 | 65536 | Live zero error | Live zero error | AC brake |
17 | 0x20000 | 131072 | Internal fault | ||
18 | 0x40000 | 262144 | |||
19 | 0x80000 | 524288 | U phase loss | ||
20 | 0x100000 | 1048576 | V phase loss | ||
21 | 0x200000 | 2097152 | W phase loss | ||
22 | 0x400000 | 4194304 | |||
23 | 0x800000 | 8388608 | Control Voltage Fault | ||
24 | 0x1000000 | 16777216 | |||
25 | 0x2000000 | 33554432 | Current limit | ||
26 | 0x4000000 | 67108864 | Brake resistor shortcircuit | ||
27 | 0x8000000 | 134217728 | Brake IGBT shortcircuit | ||
28 | 0x10000000 | 268435456 | Motor Phase Missing | ||
29 | 0x20000000 | 536870912 | Drive initialised | ||
30 | 0x40000000 | 1073741824 | Undefined | ||
31 | 0x80000000 | 2147483648 | Mechanical brake low | Database Busy |
Коды состояния можно считать как слово по указанному адресу и интерпретировать уже во внешней управляющей системе. Ниже есть подробное пояснение основных ошибок с привязкой к битам из таблицы.
Сигнализирует о проблемах с контролем тормоза двигателя. Обычно возникает, если преобразователь не может подтвердить корректную работу механического тормоза в момент запуска или остановки.
Указывает на то, что двигатель находится в процессе разгона или замедления. Это нормальное состояние, но иногда оно длится дольше из-за перегрузки или настроек.
Возникает, когда достигнута предельная температура при перегреве силовой платы преобразователя. Это может быть связано с плохой вентиляцией, жаркой погодой или загрязнением вентиляционных отверстий.
Означает обнаружение утечки тока на землю. Проверьте правильность подключения кабелей и их соединения, состояние изоляции.
Появляется при попытке запуска двигателя в прямом (CW) или обратном (CCW) направлении, что фиксирует система.
Свидетельствует о том, что преобразователь не получил вовремя управляющую команду от внешней системы управления, например, от ПЛК. Это может быть признаком неисправности сети или ошибки в настройках обмена данными.
Указывает на несоответствие мощности преобразователя нагрузке. Часто возникает при резком увеличении нагрузки или заклинивании механизма.
Появляется, если двигатель достигает установленного предела крутящего момента. Это может быть вызвано высокой нагрузкой или механическими препятствиями.
Заполните форму и наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время!
Означает, что температура двигателя превышает допустимый уровень. Система отслеживает перегрев, чтобы предотвратить повреждение изоляции обмоток.
Связана с превышением допустимой температуры модели нагрева двигателя (ETR — Electronic Thermal Relay). Это виртуальная модель нагрева, встроенная в преобразователь, которая рассчитывает температуру на основе режима работы двигателя.
Возникает, если преобразователь перегружен в течение длительного времени. Это может привести к перегреву внутренних компонентов.
Сообщает о падении напряжения в звене постоянного тока ниже допустимого уровня. Возможные причины — перебои в работе источника питании или чрезмерные падения напряжения сети.
Появляется, если напряжение в звене постоянного тока превышает безопасный предел. Чаще всего это связано с резким торможением двигателя без должного рассеивания энергии.
Указывает на короткое замыкание в выходных цепях преобразователя или двигателя. Короткое замыкание, например, может вызвать пробой изоляции силовых компонентов.
Появляется во время активного торможения двигателя. Это нормальное состояние, если задействован тормозной резистор.
Возникает из-за асимметрии фазных напряжений, возможно двигатель неправильно подключен. При отсутствии фазы привод может не запускаться или работать с перегрузкой.
Указывает на проблему в системе автоматического тестирования двигателя (AMT). В WarningWord в этом случае может отображаться состояние OVC active, связанное с ограничением выходного тока.
Возникает, если ток сигнала 4–20 мА падает ниже допустимого уровня (например, кабель оборван, произошло ослабление контакта на клемме. В ExtendedStatusWord в этом случае дополнительно фиксируется включение AC тормоза.
Сигнализирует о внутренней неисправности преобразователя, связанной с ошибками памяти, процессора или внутреннего обмена данными.
Все три ошибки относятся к потере одной из фаз питания, соответственно: фазы U, V или W.
Возникает при сбое напряжения питания цепей управления преобразователя.
Отображается при достижении установленного лимита выходного тока.
Указывает на короткое замыкание в тормозном резисторе.
Говорит о коротком замыкании в тормозном транзисторе преобразователя.
Возникает при отсутствии одной из фаз на выходе преобразователя. Это может быть связано с обрывом кабеля двигателя или неисправностью двигателя.
Этот бит устанавливается после того, как преобразователь завершает процесс инициализации. Не является ошибкой, это просто индикация готовности к работе.
Этот бит устанавливается крайне редко и свидетельствует о состоянии, не описанном в стандартной таблице ошибок. Можно интерпретировать как возникновение ситуации, которую сам контроллер преобразователя идентифицировать по какой-то причине не может.
Сигнализирует о пониженном напряжении управления механическим тормозом. В ExtendedStatusWord при этом может появляться состояние DatabaseBusy, что указывает на занятость внутренней базы данных преобразователя.
На дисплее частотника Danfoss могут также отображаться ошибки (Alarm/Warning). Ниже представлена таблица с расшифровкой основных ошибок с дисплея модели Danfoss VLT AutomationDrive FC 302.
Код | Сообщение (англ.) | Описание (рус.) |
A4 | Mains phase loss | Потеря фазы питания |
A7 | DC over voltage | Превышение напряжения на шине постоянного тока |
A8 | DC under voltage | Пониженное напряжение на шине постоянного тока |
A9 | Inverter overload | Перегрузка инвертора |
A10 | Motor ETR overtemperature | Перегрев двигателя по расчету электронной тепловой защиты |
A12 | Overcurrent | Перегрузка по току |
A13 | Earth fault | Замыкание на землю |
A14 | Overload | Перегрузка |
A15 | Incompatible hardware | Несовместимость аппаратного обеспечения |
A16 | Short circuit | Короткое замыкание на выходе |
A24 | 24V supply low | Низкое напряжение 24 В на вспомогательной цепи |
A39 | Heat sink sensor | Нет сигнала с датчика температуры радиатора |
A47 | 24V supply low (internal) | Внутренний источник 24 В перегружен или неисправен |
A51 | AMA Unom, Inom | Ошибка автотюнинга двигателя (неверные параметры Unom, Inom) |
A53 | AMA motor too big | Двигатель слишком большой для автотюнинга |
A54 | AMA small motor | Двигатель слишком мал для автотюнинга |
A65 | Control board overtemp | Перегрев управляющей платы |
A68 | Safe stop activated | Активирован безопасный останов |
A80 | Drive initialized | Привод был инициализирован значениями по умолчанию |
A92 | No-flow | Нет потока (например, в насосе) |
A93 | Dry pump | Работа насоса «на сухую» |
A95 | Broken belt | Обрыв ремня |
A96 | Start delayed | Задержка запуска |
A97 | Stop delayed | Задержка остановки |
A98 | Clock fault | Ошибка встроенных часов |
5376 65535 | Internal fault | Внутренняя ошибка, требуется обращение в сервис Danfoss |
Частотные преобразователи Danfoss — это сложные электронные устройства, сочетающие мощную силовую часть, системы управления, защиты и диагностики. Их надежность и устойчивость к внешним воздействиям позволяет использовать преобразователи в тяжелых условиях. Но при возникновении ошибок, особенно связанных с перегревами, короткими замыканиями или потерей фаз, существует риск повреждения внутренних электронных компонентов: силовых модулей, выпрямителей, звеньев постоянного тока или плат управления.
Если преобразователь регулярно выдает ошибки перегрузки, коротких замыканий или внутренних неисправностей (Internal Fault), это может указывать на проблемы с оборудованием, которые требуют профессиональной диагностики и ремонта. Попытки самостоятельного устранения сложных электрических неисправностей могут привести к усугублению поломки и полному выходу устройства из строя.
При появлении серьезных ошибок важно немедленно остановить оборудование, отключить питание и обратиться к квалифицированным специалистам, у которых есть опыт работы с частотными преобразователями Danfoss. Своевременная диагностика и грамотный ремонт позволяют не только восстановить работу привода, но и существенно продлить срок службы оборудования.